г-к Анапа, пер. Кордонный, 1г.
8 (918) 054-33-07
8(918)054-33-07
г-к. Анапа, пер. Кордонный, 1г.
8 (918) 054-33-07

с 08.00 до 20.00, время московское

Написать
Telegram
Telegram
МЕНЮ

 Погода, t воды

Яндекс.Погода

Дайвинг для людей с ограниченными физическими возможностями

Дайвинг для людей с ограниченными физическими возможностями

Проекты

Главная / Места погружений / Танкер «Валериан Куйбышев»

Танкер «Валериан Куйбышев»

В 1918 году 18 июня на рейде Цемесской бухты экипажами Черноморской эскадры были затоплены 12 боевых кораблей и 7 крупных транспортов. 

Вопреки приказу каперанга Тихменева следовать в Севастополь и далее в Кронштадт для передачи кораблей и судов ЧФ Кайзеровской Германии, часть экипажей решили не сдаваться. В лучших традициях Русского Флота моряки предпочли уничтожение своих кораблей позорной сдаче. 

Одним из затопленных судов был танкер «Эльбрус». В 1919 г. танкер обнаружили англичане, но не смогли его поднять с глубины 24 метра, нанеся новые повреждения. В 1925 г. – поднят водолазами ЭПРОН (Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения – основана ОГПУ в декабре 1923 г.).

рек - Валериан КуйбышевПосле ремонта танкеру дали имя «Валериан Куйбышев». Он вошёл в состав ВМФ. Во время ВОВ участвовал в операциях Черноморского флота. В марте 1943 г. танкер «В. Куйбышев» с грузом 4000 т. керосина следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров под прикрытием истребительной авиации. 

В 19.00 при подходе к Керченскому проливу был атакован 5 самолётами-торпедоносцами противника, два из которых – сбиты зенитной артиллерией и истребителями прикрытия. Одна из трёх сброшенных самолётами торпед попала в танкер, который загорелся, затем сдрейфовал на отмель в район банки Мария Магдалина, где взорвался, разломился на две части и затонул. Пожар продолжался более недели. Погибло 24 члена экипажа, 32 человека спасены катерами охранения. 

В настоящее время носовая и кормовая части находятся (на глубине 10 – 12 и 8 – 13 метров, соответственно) в 200 метрах от берега напротив Бугазской косы, недалеко от благовещенской погранзаставы. В спокойную погоду обе части танкера видно с поверхности, как тёмные пятна на воде. Кормовая часть (2/5 общей длины) находится ближе к берегу (200 м). К ней рыбаки бывшего кефалевого хозяйства иногда крепят свои сети. На корме имеется рубка. Перед рубкой находится танкерное хозяйство – ёмкости, трубопроводы, открытые колодцы со змеевиками. Ближе к месту разлома находится надстройка. В помещения надстройки возможно проникновение, вплоть до поверхности на глубину 1,2 – 1,5 м.Танкер «Валериан Куйбышев» (Эльбрус)

 

В месте разлома хорошо различимы повреждённые и целые танки для топлива. С правого борта на удалении 12 – 14 м на грунте лежит повреждённая надстройка. На дне, особенно у левого борта, разбросаны разрушенные детали судовых механизмов, бортового оборудования и листы обшивки с иллюминаторами. Под кормой на грунте – перо руля. 

В движение танкер приводили два гребных трехлопастных винта. Почти вся внешняя поверхность кормовой части покрыта бурыми и зелёными водорослями, губками и мидией, являясь своего рода оазисом среди голых песков. Носовая часть танкера сильно разрушена. Брашпиль находится на уровне дна, якорь лежит на песке впереди форштевня на расстоянии около 10 м. 

рек - Валериан КуйбышевЕдинственное оставшееся носовое помещение открыто для проникновения. Между носом и остальной частью – пространство, замытое песком. Далее наблюдаются мощные разрушения вплоть до узкой надстройки. Надстройка, как «островок» авианосца возвышается над верхней палубой до глубины 1,2 – 1,5 м от поверхности. Каждый этаж надстройки имел простые для доступа помещения. 

При обследовании судна в 2005 г. обнаружены значительные разрушения надстройки морской стихией. У основания надстройки сзади есть вход в неглубокие трюмные помещения. За надстройкой находятся повреждённые взрывом топливные танки малого объёма, трубопроводы, балки и другие фрагменты оборудования судна. Листы обшивки бортов при ударе танкера о дно лопнули и в местах наибольших повреждений, почти, лежат на грунте. Внешняя поверхность носовой части покрыта «ковром» из мидий, редко встречаются устрицы. 

При южном и юго-западном ветре видимость ухудшается до 1 метра. В целом сам объект при хороших условиях погружения соответствует уровню подготовки OWD. 

Автор текста и рисунков Алексей Вартананц инструктор IANTD, IDD.


дайвинг центр Аква-Глобус Дайвинг в Анапе © «Аква-Глобус» IDD ***.
Контакты: г-к Анапа, пер. Кордонный, 1 г.
Тел.: Администратор клуба: 8 (918) 054-33-07 , с 08.00 до 20.00 время московское;
Старший инструктор, Сервис оборудования, Газблендинг 8 (918) 040-68-49 (Whats App, Viber).