г-к Анапа, пер. Кордонный, 1г.
8 (918) 054-33-07
8(918)054-33-07
г-к. Анапа, пер. Кордонный, 1г.
8 (918) 054-33-07

с 08.00 до 20.00, время московское

Написать
Telegram
Telegram
МЕНЮ

 Погода, t воды

Яндекс.Погода

Дайвинг для людей с ограниченными физическими возможностями

Дайвинг для людей с ограниченными физическими возможностями

Проекты

Главная / Места погружений / Самоходная шаланда «Гордипия»

Самоходная шаланда «Гордипия»

Участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции (25-31 декабря 1941 г.). Входила во 2-й отряд высадки десанта в составе Азовской военной флотилии. 

В начале февраля 1943 г. «Гордипия» обеспечивала высадку десанта в районе долины р. Сукко. По официальной версии советской военной истории, этот десант, как и несколько других (в районе о. Солёное, м. Железный Рог, н. п. Благовещенская, г. Анапа), – были демонстративными. Однако наличие большого количества боеприпасов на судах высадки свидетельствует о более грандиозном качестве десанта. Рек - Гордипия фотография борта

По неофициальным данным эта десантная операция была одной из основных, которая по замыслу командования Черноморского флота обеспечит окружение немецкой группировки в районе г. Новороссийска и станет препятствием для эвакуации противника в Крым через Керченский пролив. 

Десантная операция сорвана сокрушительным огнём артиллерии при поддержке авиации противника, а десант разгромлен. По всей видимости, хорошо «сработала» вражеская разведка, т. к. немецкая оборона была организована именно в том месте, где планировалась высадка десанта. 

Самоходная землеотвозная шаланда «Гордипия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины.

Рек - Гордипия фортштевеньВ 1982 году шаланду обнаружили Алексей Мелошенко, Георгий Трофимов и Сергей Нанейшвили – водолазы НЭКМ (Научно-эксперементального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних – винтовки, пулемёты Дегтярёва, в задних – гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом.

Наверх подняли сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием «Ленинград». В 1983 году по заданию КГБ из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза.

В трёхболтовом снаряжении на объекте проведены водолазные работы по разгрузке грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Было поднято около 6 т взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва (недалеко от н. п. Сукко), но и теперь в трюмных отсеках находится некоторое количество боеприпасов.   

Самоходная шаланда «Гордипия»

Судно находится на глубине 18 метров, на ровном киле с курсом 180o на расстоянии 600 метров от берега. Объект представляет собой грязеотвозную паровую самоходную шаланду, построенную из металла.

Длина 42 метра, ширина 8,5 метров, высота борта от грунта 5 метров. В носовой части находится брашпиль (механизм отдачи и подъёма якорей). Далее – бимсы, карлингсы (поперечные, продольные подпалубные балки) верхней палубы, под которой располагался кубрик команды. 

Сразу за кубриком находятся пять открытых грузовых отсека. По углам трюмного отделения расположены грузовые лебёдки с цепями, которые приводились в действие паровыми механизмами и открывали (закрывали) грузовые люки трюмных отсеков. 

В кормовой части, за грузовыми отсеками находится паровой котёл и паровая машина. Машинное отделение расположено левее продольной оси судна, а справа от него – камбуз. Зимой 2003 года набор шпангоутов и бимсов над камбузом обломился со стороны кормы и упал. Возможно проникновение в машинное отделение и камбуз, где всегда присутствует естественное освещение. Кормовой отсек неглубокий, уровень палубы определяет «сетка» из 7 бимсов и карлингсов. 

Справа по борту лежит наполовину занесённая песком паровая труба. Все трюмные отсеки покрыты толстым слоем ила, что грозит серьёзной потерей видимости при традиционной работе ластами. Почти все поверхности судна покрыты мидией. 

Сам объект и условия погружения соответствуют уровню подготовки OWD. 

Автор текста и рисунков Алексей Вартананц инструктор IANTD, IDD


дайвинг центр Аква-Глобус Дайвинг в Анапе © «Аква-Глобус» IDD ***.
Контакты: г-к Анапа, пер. Кордонный, 1 г.
Тел.: Администратор клуба: 8 (918) 054-33-07 , с 08.00 до 20.00 время московское;
Старший инструктор, Сервис оборудования, Газблендинг 8 (918) 040-68-49 (Whats App, Viber).