Самолет Ил-2 М2
С августа 1942 года немецкое командование активизировало действия на морских коммуникациях от Констанцы до Анапы. На Таманском полуострове в распоряжении немцев Анапа была единственным портом для кораблей, обеспечивающих снабжение. С 23 февраля 1943 г. из Керчи вышел первый конвой. Перевозки производились в основном БДБ (Быстроходная Десантная Баржа – MFP, тип F).
Задача по уничтожению конвоев «легла на плечи» штурмовой авиации флота (в это время крупные корабли черноморского флота почти безвыходно находились в порту Поти, благодаря действиям командования флота, приведшим к катастрофическим потерям 6 октября 1943 г.) 18 штурмового авиаполка (01.03.43 г. преобразован в 8 гшап) и 47 шап.
Из порта Анапа десантные баржи в сопровождение катеров охранения направлялись к крымским берегам. До 20 сентября 1943 г. немецкий флот провёл 380 рейдов 190 конвоями Несколько эпизодов боевых действий. 22, 27.05.43 г. Ил-2 (8 гшап) 5 и 6 самолётов под прикрытием Як-1 штурмовали плавсредства противника в р-не ст. Благовещенской и в Витязевском лимане. 22.05. (ведущий л-т Кузьмин В. Ф.).
Потоплена десантная баржа F-137, 1 Ил-2 сбит зенитной артиллерией. 27.05 (ведущий к-н Парменов П. И.) потопили десантную баржу F-328 и сбили Ме-109. 26.07.43 г. в район ст. Благовещенской для уничтожения немецкого конвоя вылетели 8 Ил-2 8 гшап (к-н Данилов А. П.) под прикрытием истребительной авиации. Уничтожены 2 баржи, сбиты в воздушном бою 5 Ме-109. Потери – 2 Як-1, 1 Ил-2 сбит зенитной артиллерией барж. 9.10.43 г. в р-не Благовещенской 6 Ил-2 47 шап (м-р Кунях В. Х.) потопили дес. баржу F-332. (по немецким данным это произошло 30.05); сбито в воздушных боях 2 Fw-190, 3 Ме-109. Потери – 2 Ил-2, 3 Як-1. 4.5.8.10.06.43 г. Ил-2 8 гшап (19 самолетовылетов) и 47 гшап (6 с/в) группами по 6 – 7 самолётов наносили удары по конвоям в р-не ст. Благовещенской и озера Солёное. По не вполне достоверным сведениям потоплено 5 десантных барж. 8.06 сбиты Ме-109 и Fw-190. Потеряны 2 Як-1. 10.06 штурмовики атакованы 20 истребителями противника, сбит Ме-109. Потеряны 5 Як-1.
Всего с начала 43 года до середины октября штурмовая авиация произвела 650 с/вылетов, а бомбардировочная – почти 2500 . За это время в портах С-В части моря и на прибрежных коммуникациях авиация уничтожила 25 дес. барж, 2 лихтера, 8 небольших тр. судов и около 25 других, преимущественно малых тр. судов. Черноморцы в ВОВ. Москва, Воениздат, 1978 г.
Объект расположен в трёх километрах от берега в акватории Чёрного моря между населёнными пунктами ст. Благовещенская и п. Витязево.
Ил-2 подобной модификации выпускались советскими заводами с апреля по конец 1942 г.
Самолёт лежит на песке с курсом = 120о на глубине 18 метров, возвышение над грунтом = 1,3-1,4 м. Лопасти винта согнуты, кончик вертикально стоящей лопасти оборван. Обтекатель втулки винта (кок) – отсутствует. Лобовое остекление пилота разрушено. Правое крыло наполовину занесено песком. В крыльевых гондолах расположены авиационные пушки ВЯ-23. Некоторые лючки на крыльях открыты. Кабины наполовину занесены песком и ракушечником.
В кабине пилота находится полуразрушенная ручка управления, и бронеспинка, приборная доска опустошена, из всех приборов остался лишь авиагоризонт. Хвостового пулемёта нет. В кабине стрелка остались лишь пулемётные ленты со снарядами калибра 12,7 мм. Над кабиной расположена штыревая антенна укв радиостанции. Хвостовая часть оторвана по кабину стрелка, без обшивки и находится в 15 метрах сзади слева. Других видимых повреждений фюзеляж не имеет.
Автор текста и рисунков Алексей Вартананц инструктор IANTD, IDD
Дайвинг в Анапе © «Аква-Глобус» IDD ***.
Контакты: г-к Анапа, пер. Кордонный, 1 г.
Тел.: Администратор клуба: 8 (918) 054-33-07 , с 08.00 до 20.00 время московское;
Старший инструктор, Сервис оборудования, Газблендинг 8 (918) 040-68-49 (Whats App, Viber).
|